Какие особенности происходят в семье с появлением еще одного ребенка?


Семья начинается с матери, отца и ребенка. Роль матери отлична от роли жены. Роль отца отлична от роли мужа. Появление малыша приносит новые особенности во взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Их первенец становится средоточием их родительского внимания. В семейном «треугольнике» создаются определенные отношения, и чаще всего в их центре оказывается ребенок.

Как меняются отношения в семье с появлением ребенка?

Рождается второй малыш – и снова перестраиваются отношения и меняется положение каждого члена выросшей семьи. Первенцу уже не достается столько внимания родителей, и в первую очередь мамы, как это было раньше, и ему непонятна причина «охлаждения». Первый ребенок начинает искать пути, чтобы восстановить свое положение центра семьи, но, увы, его место занято. Между тем второй малыш привыкает к своему месту в семье как центру притяжения. Когда появляется третий ребенок, снова происходит изменение положения всех членов семьи. Старшего свергли с престола еще раньше, настала очередь второго ребенка. Теперь он находится в середине – между старшим и младшим.

С каждым последующим родившимся ребенком семья переходит в новый формат с новыми взаимосвязями и, соответственно, новыми влияниями каждого члена семьи на других и наоборот. Наверное, поэтому дети одних и тех же родителей так не похожи друг на друга, хотя и воспитываются вместе. Скорее можно найти сходство, например, между старшими детьми одного возраста из двух разных семей.

По мере развития семьи каждый ребенок утверждает себя по-своему. Очень часто положение одного из детей кажется более предпочтительным. Иногда создается впечатление, что второй ребенок пытается превзойти старшего. Роль старшего ребенка среди детей одной семьи зависит от того, как каждый отдельный ребенок ее понимает.

Не все первенцы стремятся быть ведущими. Все зависит от взглядов родителей в каждой семье. Я думаю, что нагляднее все эти изменения станут, если мы разберем несколько примеров.

Случай из жизни

...В семье молодых, энергичных, успешных родителей первой появилась девочка, которая радовала своим развитием: в 10 месяцев начала ходить, а в годик - самостоятельно пользоваться горшком. Девочка чувствовала постоянное одобрение своих действий и изо всех сил старалась его закрепить. Когда ей было 2 года, родился братик. Как многие мальчики, он медленнее, чем девочка, набирал вес, зубы прорезались у него тоже с опозданием. Он вообще был болезненным и более хрупким, чем его сестренка в младенчестве. Девочка начала понимать ситуацию. Брат представлял для нее «некоторое препятствие» на пути восстановления прежнего положения в семье. Понятно, что к таким выводам она пришла не логическим путем, она просто почувствовала, что происходит, на уровне подсознательного восприятия. Она ощутила разочарование отца в слабеньком, болезненном сыне и стала еще энергичнее проявлять свои способности. Но как только брат добивался в чем-либо хоть какого-то успеха, ее охватывала тревога и она начинала изобретать что-то новое, чтобы упрочить свое превосходство над братом. Постепенно ее ошибочное мнение перешло в убеждение, что она должна быть во всем первая. Она умудрялась найти тысячу способов, чтобы помешать брату сделать что-либо самостоятельно. Это сбивало мальчика с толку и препятствовало его развитию.

Но постепенно он начал осмысливать действия сестры и понимать, что в чем-то не оправдывает надежд родителей. Его злила расторопность и сообразительность сестры. Принимаясь за какое-нибудь дело, он не рассчитывал на успех, и когда родители говорили, что его сестра в его возрасте это делала с легкостью, и удивлялись, почему не может он, мальчик испытывал отчаяние и почти ненавидел сестру. Замечания родителей воспринимались им не как стимул попробовать еще раз и сделать лучше, а как констатация факта, что у него никогда ничего не получится. Он потерял веру в себя.

Когда в семье складываются такие отношения, то можно предположить, что брат уже более не является конкурентом сестры на пути к сердцу родителей. Родители были озабочены медлительностью младшего сына, занимались с ним, жалели его, делали замечания, но в ответ он только плакал.

Когда старшей дочери было 4 года, в семье родился третий ребенок - девочка. Старшая поняла, что у нее снова появилась соперница. Но по уже имевшемуся у нее опыту она знала, как бывает беспомощен младенец. Сестричка быстро развивалась, и старшая девочка вновь ощутила беспокойство и развила бурную деятельность. Она помогала матери ухаживать за малышкой и очень переживала и обижалась, когда младшие брат и сестра заслуживали похвалы взрослых. Родители, к сожалению, не замечали изменений, происходящих со старшей дочерью, а она научилась притворяться.

Как же складывались отношения между братом и младшей сестрой? Со временем он увидел, что она такая же активная и толковая, как и старшая. От этого ему стало еще хуже. Он теперь был в семье средним ребенком, но чувствовал себя третьим лишним. От любых неудач он плакал, а его упрекали в изнеженности. Он делал робкие попытки приспособиться к жизни и больше играл со старшей сестрой, позволяя командовать собой. Младшая сестра росла сообразительным, очаровательным ребенком, привлекая к себе внимание. Все члены семьи хотели сделать ей приятное. По мере взросления она поняла расстановку влияний в семье: старшая сестра - лидер, а брат - неудачник. Она заметила, что сестру ругают за раздражительность, а брата - за непрерывное нытье. В 2 года младшая дочь поняла, что в семье она - самый счастливый и довольный человек.

Как избежать «раскола» в семье с появлением второго ребенка?

Уделите время каждому

Распределите время так, чтобы побыть с каждым из детей отдельно. Даже 10 минут, проведенных вместе, достаточно для ребенка, чтобы почувствовать себя уверенней и укрепить родственные узы. Пусть он сам решит, что вы будете делать, и постарайтесь уделять детям равное количество своего внимания и времени.

Распределите внимание

Зачастую более шумный или трудный ребенок - чаще всего он же самый младший - оттягивает на себя все родительское внимание, ущемляя старших братьев и сестер. Постарайтесь, чтобы вас хватало на всех детей, даже если они этого вроде бы и не требуют.

Разделите любовь

Избегайте «раскола» в семье. Общение один на один очень важно для ваших детей, и по возможности каждый ребенок должен получать равное количество внимания от обоих родителей или опекунов - тогда он почувствует, что в семье все равны.

По очереди

Если вы и ваш супруг по очереди укладываете ребенка спать, постарайтесь так же по очереди присматривать и за другим ребенком. Поделите обязанности так, чтобы ни один из детей не остался без внимания. Так дети будут чувствовать последовательность в политике родителей, и это придаст им уверенности.

Не отступайте от своих принципов

Младшие дети часто не понимают, почему у старших есть то, чего нет у них, и почему им разрешается то, чего нельзя младшим, например поздно ложиться спать. Не поддавайтесь на уговоры: они должны понять, что некоторые вещи приходят с возрастом. То же касается и старшего ребенка.

Не скупитесь на похвалу

Если вы последовательны в выражении похвалы и одобрения и не настраиваете детей друг против друга, они не будут возмущаться, если вы в их присутствии хвалите другого ребенка. Вы можете также порадоваться, если они сами похвалили кого-нибудь.

Научите заботиться

Когда вы переполнены любовью к новому ребенку, ваш старший может почувствовать себя заброшенным. Он больше полюбит младенца, если будет играть важную роль в кормлении и уходе за ним, а также если вы найдете время только для него, не отвлекаясь на младшего.

Средние дети

Старшие дети обычно более ответственны, младшие всегда остаются детьми, а вот у средних положение менее определенное. Они могут чувствовать себя обиженными, но с этим можно справиться, уделяя им больше внимания. Чтобы избежать стресса, выделите для них постоянное время.

Популярные сообщения из этого блога

Как правильно поддерживать ребенка?

Как дети учат терпению и уверенности?