Как воспитывать новорожденного
Любимая игрушка
Это может быть медвежонок, кукла или просто лоскуток. Любимый предмет, который малыш повсюду таскает за собой, прижимает к себе, засыпая, берет с собой к врачу, чтобы не так бояться, или в детский сад, когда идет туда впервые. Часто это бывает мягкий плюшевый зверек, но может быть и одеяло, пеленка, косынка, принадлежащая матери и пропитанная ее запахом. Чем этот предмет старее, грязнее и пахучее, тем больше малыш любит его, вам всегда будет очень трудно отобрать его у ребенка, чтобы вымыть или почистить, иногда придется дождаться, чтобы он уснул.
Такая любовь может начаться очень рано. Встречаются малыши, которые в двухмесячном возрасте начинают щебетать от радости, когда видят своего любимого зверька или куклу. Сначала они его просто узнают (это не удивительно в двухмесячном возрасте), но постепенно он становится любимой игрушкой.
Одна девочка, за которой мы долго наблюдали, начала «разговаривать» с одной и той же игрушкой, когда ей было всего 5-6 недель.
Обратите на это внимание, если вы заметите такую привязанность, не отвлекайте ребенка, наоборот, способствуйте этому и постарайтесь иметь эту игрушку (медвежонка или куклу) в двух экземплярах, это облегчит вам жизнь.
Этот предмет играет важную роль в жизни ребенка, действительно, малыш переносит на него свою привязанность, и пределом счастья для него становится пребывание на руках матери с любимой игрушкой в руках. Она утешает его, когда он грустит, без нее он не может заснуть. Если малыш ее где-то забывает - это трагедия, а если находит - счастье. Некоторые дети с полуторагодовалого возраста начинают понемногу забывать в течение дня о своем любимом предмете и берут его в руки только перед сном, другие, наоборот, сохраняют эту привязанность и таскают с собой любимую игрушку до 3-4 лет и даже дольше. В этом нет ничего необычного. Немало детей окончательно забудут о ней только к 6-7 годам, но сохранят любимого медвежонка в углу своей комнаты вплоть до взрослого возраста.
Возникновение тревоги у новорожденного
Каждый педиатр, наблюдающий за ребенком из месяца в месяц, видит, как меняется отношение к нему малыша, даже независимо от тех маленьких неприятностей, которые доставляет ему врач: прививки, анализы и т.д. Такие же изменения в поведении ребенка замечают родители в отношении других посторонних людей.
До 2-3 месяцев малыш улыбается каждому новому человеку, если он приветлив и говорит негромким, спокойным голосом. Но начиная с этого возраста, ребенок внимательно разглядывает каждого незнакомого человека, словно прежде чем улыбнуться, он хочет сначала узнать его или познакомиться.
В возрасте 5-6 месяцев ребенок уже не улыбается и не лопочет при виде каждого нового лица, он не позволяет приближаться к себе, может резко отвернуться, не идет на руки, не желает даже смотреть в сторону незнакомца и старается прижаться лицом к матери, чтобы спрятаться.
Если же тот отдаляется, ребенок поворачивается в его сторону и охотно начинает улыбаться и «болтать». Сотни раз мне приходилось наблюдать, как у детей в этом возрасте меняется поведение во время консультации в зависимости от того, нахожусь ли я рядом или сижу за столом. Это соответствует описанной Спицем «тревоге восьмого месяца», которая, по моему мнению, чаще приходит раньше, а именно к шести или семи месяцам. Она, безусловно, сопровождает процессы, познавания и узнавания: ребенок очень хорошо знает своих близких, узнает незнакомых людей и защищается от них, укрываясь в объятиях матери, отца или близкого человека, которого он любит.
В настоящее время ведутся споры относительно того, действительно ли существует стадия тревоги, я полагаю, что она имеет место. Винникотт писал: «О ребенке необходимо думать, как о незрелом существе, постоянно находящемся на грани тревоги, о которой мы не имеем ни малейшего представления. Оградить ребенка от этой непонятной тревоги может мать, которая на этой стадии ему жизненно необходима».
Эта общая тревога нормальна, она имеет психологические корни, а одним из признаков развития является более или менее эффективная борьба с ней, сопровождающая формирование всякой личности.
Тревога новорожденного вполне реальна
Родителям, которые сомневаются в реальности этой тревоги, я иногда советую представить себе мироощущение маленького ребенка, поставив себя на его место, вообразив себя на четвереньках, в окружении существ, которые в три или четыре раза выше и весят шестьдесят килограммов.
Для всякого ребенка такая ситуация была бы ужасной, если бы мир взрослых не проявлял теплоты, понимая, дружбы, снисхождения, если бы в нем не было одного, двух или трех знакомых и любимых людей, около которых можно укрыться в случае неприятностей.
Такая тревога, возникающая на шестом месяце, у разных детей проявляется с различной степенью интенсивности и имеет неодинаковые формы. Она отличается по своей силе, длительности, как правило, к 2 годам она проходит. Однако эти различия зависят от условий жизни и воспитания, а для детского врача они служат индикатором самого поведения малыша.
Ребенок, пребывающий только в обществе своих родителей, отличается от ребенка, который живет в большой семье и общается со многими людьми или который с удовольствием посещает хорошие ясли.
Существуют большие различия в качестве привязанности детей к своим близким, что и обусловит главным образом влияние этой тревоги на дальнейшее развитие малыша - будет она оказывать позитивное воздействие либо, наоборот, примет патологический характер.
Исчезновение тревоги совпадает с изменением поведения ребенка к двухлетнему возрасту, когда из малыша он превращается в маленького ребенка и становится относительно независимым, более предприимчивым, способным очень легко вступать к теплые и доверительные отношения с посторонними людьми.
Понятие «постоянного предмета» для новорожденного
К 7-8 месяцам ребенок свободно манипулирует знакомыми предметами, узнает их, некоторым из них отдает предпочтение и даже отыскивает их. Это позволяет предположить наличие постепенно формирующегося мыслительного процесса, который является основой умственной деятельности ребенка.
Если вы забираете у пятимесячного малыша пустышку и прячете ее под салфеткой, он плачет, ворочается, сердится, особенно если голоден, но ему не приходит в голову поискать пустышку: исчезнув из поля зрения и будучи вне осязательной досягаемости, она словно перестает существовать.
Повторите этот опыт, когда ребенку исполнится 7 месяцев, он приподнимает салфетку и находит свою пустышку или, если вы ее спрятали украдкой от него, малыш ищет ее глазами и пытается найти. Существуют все доказательства тому, что в этом возрасте, а возможно, и раньше, у ребенка складывается ментальное представление о предметах, понятие о том, что они существуют независимо от него, даже если он их не видит и не может потрогать. Включается интеллектуальный механизм, позволяющий ему создать «мысленный образ» предмета, который может вызвать разные по силе (приятные или неприятные) ощущения.
Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что эта фаза совпадает с возникновением тревоги и началом сильной привязанности ребенка к знакомым ему людям, в частности к матери, которую он способен представить себе, которую он помнит и которая связана для него со всеми приятными ощущениями - насыщения, заботы, ласки и внимания.
Такая способность ментального представления, названная женевским психологом Жаном Пиаже «понятием о постоянном предмете», как будто и являет собой начало формирования процесса мышления, свойственного человеку, который позже выразится в способности идентифицировать и называть словами эти представления.
О чистоте с новорожденным говорить пока рано
Понятие о чистоте ребенок приобретает в среднем между 20 и 28 месяцами, иногда немного раньше или позже. Только в этом возрасте малыш способен осознать свою потребность в естественных отправлениях и сообщить об этом окружающим, понять необходимость отвечать действием на эту потребность в отведенном для этого месте и испытывать удовольствие от того, что предприятие удалось.
Пытаться привить чистоплотность 8- или 10-месячному ребенку, заставляя его сидеть на горшке, даже если это ему нравится, и проводить на нем бесконечное количество времени, является признаком неправильного воспитания, вредной и бесполезной дрессировки. У некоторых детей стул бывает регулярно после утренней и дневной еды, в этом случае, сидя на горшке, при условии, что малыш удобно сидит, он испытывает комфорт и удовольствие, но нет уверенности, что он будет вести себя так же в возрасте полутора лет. Иногда ясли способствуют привычке к чистоте больше, чем домашняя среда, так как малыш подражает другим детям. Но еще многие считают естественным начинать обучение к концу первого года жизни. Это не желательно: лучше начинать в год и четыре месяца или в полтора года. Отнеситесь с вниманием к этому вопросу, если за малышом ухаживает кормилица или прислуга, которые могут с этим поторопиться.